Что тут важно:
1. Это очень - очень! - интересное издательство, мечта всякого гуманитария (и не только).
2. Это мой первый в жизни перевод. А ещё просто крайне интересная и важная книга (друзья-этнологи поймут).
В общем, recommendé. Новый перевод!
Студентам-этнологам порой случается слышать от своих мудрых учителей один шутливый совет: не стоит в свои работы вводить термины «культура» и «этнос» (казалось бы?), ведь старания объяснить, что они на самом деле значат, обречены на то, чтобы в конечном итоге превратиться в диссертацию.
Желая понять и интерпретировать природу культуры, исследователь иной раз начинает злоупотреблять обобщениями, и это выливается в попытки объять необъятное. Однако именно благодаря этому желанию и возникла такая наука, как культурная антропология, и Рут Бенедикт (1887-1948) — одна из тех, кто стоит у её истоков. Её труд «Модели культуры», увидевший свет в 1934 году, быстро превратился в настольную книгу многих антропологов по всему миру. В нём Бенедикт, ученица и близкая коллега Франца Боаса, предложила взглянуть на вселенную человека как на бесчисленное множество культурных элементов, которые могут собираться в единую целостную конфигурацию миллионом различных способов. Подобно тому, как уникальное соединение атомов в молекуле определяет свойства вещества, неповторимое соединение культурных черт определяет целую общность.
Книге «Модели культуры» уже почти девяносто лет, но многие высказанные в ней мысли вовсе не потеряли значимости и в наш противоречивый век. Принять относительность культуры, отказаться от убежденности в непреложности именно своих верований, признать во всей полноте последствия распространения западной культуры — вот что должен сделать современный человек, и в первую очередь — современный антрополог. Бенедикт не ставит перед нами невыполнимую задачу отказаться от столь глубинной человеческой черты, как деление мира на «своих» и «чужих» — она предлагает осознать её и, вооружившись этим осознанием, посмотреть на чужие обычаи «непредвзято, без страха и упрека». «Наше» кажется нам благоразумным лишь оттого, что оно знакомо, а не оттого, что оно истинно.
«Глядя на других, лучше познавать самих себя» — такой метод предлагает американская исследовательница и приводит описание трёх весьма непохожих друг на друга культур: племени зуни, жителей острова Добу и индейцев северо-западного побережья Америки. Бережно разворачивая перед нами полотно каждой из этих целостных конфигураций, она вновь и вновь возвращается к мысли о неразрывной связи между моделью культуры и личностью. Поднимая вечные вопросы, Бенедикт не столько стремится на них ответить, сколько показывает, что единственного и неоспоримого ответа не существует ни на один из них. «Невозможно смотреть на мир взглядом первозданным и девственным: он всегда огранен множеством обычаев, устоев и способов мышления». (Р.Бенедикт)
Книга доступна на всех маркетплейсах и в магазинах-партнерах издательства.
